Бывает, дети ведут себя вызывающие, донимают родителей истериками по поводу и без, не слушаются, протестуют, делают назло. Никакие способы успокоить ребёнка уже не работают. День ото дня его поведение становится всё хуже и хуже. Если такая картина наблюдается не разово, а систематически, и родители перестают понимать, что происходит, имеет смысл обратиться к психологу.
В чём же могут скрываться причины детского вранья, протеста, истерик, непослушания, мстительности, задиристости?
Возможные причины:
1. Острая форма кризиса возрастного развития. Особенно тяжело дети переживают кризис трёх лет. В этот период ребёнок осознаёт себя как отдельное человеческое существо. Впервые он говорит о себе «Я», активно осваивает речь и бывает очень недоволен, если у него не получается объяснить родителям то, чего ему хочется. Развивается самостоятельность — любимая фраза трёхлетки: «Я сам». Ребёнок учится новому, проверяет свои возможности и границы терпения родителей.
2. Конфликтные отношения между членами семьи: папой и мамой, бабушками и дедушками. Дело в том, что практически всё, что происходит в близком окружении, дети принимают за чистую монету. Эмоциональная ссора мамы и папы для ребёнка – катастрофа. Потому что ему кажется, что его маленький мир вот-вот рухнет.
В таком случае неадекватное поведение ребёнка может быть способом защититься или отреагировать происходящее в семье. Образно говоря, если вы всё время живёте в условиях военных действий, то рано или поздно тоже научитесь окапываться, отстреливаться и кидать гранаты, чтобы выжить.
3. Неконструктивный стиль воспитания. Любящие родители стремятся дать ребёнку самую нужную и полезную информацию о мире, чтобы в будущем он смог жить счастливо. Но не всегда то, что делает счастливым родителя, порадует его ребёнка. И если маме нравится вышивать гладью, не факт, что это занятие обязательно полюбит её дочка, которая с удовольствием висит на турниках и пинает мяч. И когда мама пытается привить ребёнку любовь к рукоделию, то тем самым она мешает ему воплощать индивидуальность.
4. Неконструктивное отношение членов семьи, воспитателей, других детей. Часто родители даже не осознают, как их травмированная часть личности побуждает вести себя некорректно с детьми. Или переносят на ребёнка привычный из их собственного детского опыта стиль воспитания. Можно ненароком обесценить чувства или действия ребёнка, отвергнуть его или эмоционально отстраниться. Не говоря уже о случаях физического, морального или сексуального насилия над детьми. Это отдельная тема.
5. Невозможность удовлетворения какой-либо потребности. Не стоит думать, что детские хотелки – это ерунда. На самом деле, все желания ребёнка продиктованы естественными законами развития его психики. И если базовые потребности не были своевременно удовлетворены, это может приводить к нарушениям в развитии и поведении. Например, неуёмное требование всё новых и новых игрушек говорит о возможной нехватке у ребёнка внимания и тепла со стороны папы и мамы, его попытке заполнить эту пустоту игрушками.
6. Психологическая травма. Если ребёнок пережил сильный стресс, с которым его психика не смогла справиться, то этот опыт становится травматическим. В таком случае психика претерпевает определённые изменения, пытаясь адаптироваться к ситуации, защититься от её негативного влияния. Если вдруг ребёнок резко меняет своё поведение (становится замкнутым, не смотрит в глаза, отказывается общаться, пугается незнакомых людей), это может свидетельствовать о психологической травме.
Выявить истинную причину нарушений поведения и скорректировать её может только специалист. Поэтому важно вовремя обратиться за помощью.